Аттракция

аттракция в общенииПсихологи очень любят разбираться в социальном взаимодействии человека с незнакомыми людьми. Однако, что происходит в том случае, когда человек взаимодействует с более близкими ему людьми, с теми, по отношению к которым у него есть определенные и сильные чувства? Какие факторы заставляют считать другого человека привлекательным?

Психологическая аттракция

Одной из наиболее важных детерминант симпатии и аттракции является пространственная близость. К настоящему моменту проведено множество исследований, показавших, что, если человек хочет предсказать, кто в конце концов с кем сдружится, необходимо в первую очередь обратить внимание на тех, кто находится рядом. Те студенты, чьи комнаты в общежитии или же парты в аудитории расположены близко друг к другу, установят более близкие отношения, нежели те, кто живет на разных этажах или сидит в разных углах аудитории. Подобная зависимость была установлена даже в тех исследованиях, где испытуемыми были рабочие и солдаты.

Эта закономерность проявляется не только в отношении дружеских отношений, но и тогда, когда это касается выбора сексуального партнера. Статистика по этому вопросу весьма красноречива. Так, к примеру, из всех пар, вступивших в брак в Колумбусе, штат Огайо, летом 1948 года, более половины в период начала ухаживания жили не далее нескольких кварталов друг от друга. Абсолютно те же слова можно сказать относительно того, перерастала ли помолвка в супружество: чем дальше живут партнеры друг от друга, тем выше вероятность того, что они в скором времени расторгнут свою помолвку.

Почему же пространственная близость столь важна? Один из ответов сводится к тому, что вряд ли человек сможет полюбить того, кого никогда не встречал. А шанс встретить того, кто живет рядом, намного выше. Но почему происходит так, что если человек чаще встречает человека, то он начинает ему нравиться?

Механизмы аттракции

Одна из главных причин – это привыкание. Существует немало доказательств, подтверждающих, что человеку нравится то, что ему наиболее привычно. И это относится ко всем без исключения стимулам, будь то слово из иностранного языка, мелодия, название товара: чем чаще человек видит или слышит данный стимул, тем больше он ему нравится.

Привыкание, по-видимому, очень важно в том смысле, что человек чувствует, а также в отношении других людей. Герой мюзикла «Моя прекрасная леди» объясняет свою привязанность к героине тем, что он привык к ее чертам уже. В более прозаических обстоятельствах, а именно в одном лабораторном эксперименте, было установлено, что фотографии людей кажутся испытуемым более привлекательными в том случае, если они уже видели их когда-то раньше. В другом эксперименте эта общая идея была реализована в сравнении лиц и их зеркальных отражений. Что нравится больше? Если решающую роль здесь играет именно привычность, то люди предпочтут настоящую фотографию той, на которой изображаемые люди представлены в зеркальном отражении, поскольку первый образ мелькает чаще, чем второй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *